Его безумные глаза всё веселей и страшней,
Его намеренья предельно ясны,
Его надежда лишь на дюжину весёлых поршней
Да на хайвеи непопсовой страны.
(С) Олег Медведев
Надо сказать, что в детстве своём я умудрился пропустить множество культовых для моих сверстников фильмов и посмотрел их впервые много позже, когда наконец воспылал интересом к кинематографу. Вот и «Безумный Макс» с Мэлом Гибсоном в главной роли промчался мимо меня. Тем не менее, стилистика постъядерной пустыни, полной кровожадных дикарей, отмороженных рейдеров и голодных мутантов мне близка и знакома. Ещё бы: школьные годы прошли под знаком первой и второй частей «Fallout», вдохновение для которых, как выяснилось, черпалось именно в трилогии Джорджа Миллера. Поэтому, когда Дики показал мне трейлер готовящегося выйти нового «Безумного Макса», я сразу понял, что надо идти. И даже подбил на это дело маму с сестрой )
читать дальшеПервые минут 20 фильма мы сидели открыв рты и выпучив глаза, и только когда файер из разбитой машины Накса погас в песке и всё окутала тьма, я нашёл в себе силы прошептать Аньке на ухо: «Вот это начало!» Темп картины могу сравнить с работой двигателя автомобиля: разгон, вплоть до последней скорости, торможение – когда плавное, когда экстренное, непродолжительная остановка, прогрев – и цикл начинается снова. Налицо и все элементы грамотного приключенческого сценария: герои постоянно находятся под прессингом обстоятельств. То, что может сломаться – ломается, когда кажется, что хуже быть уже не может, обязательно станет хуже, а любое затишье – это затишье перед бурей.
«- Как нога?
- Болит.
- Здесь всегда что-то болит». На то она и Эпоха Полураспада.
Однако любое действие будет пустым без сочных образов. В «Безумном Максе» совершенно восхитительный образный ряд , где каждая мелочь задаёт настроение и является штрихом в общей картине – яростного и беспощадного мира будущего, где всё нужно делать быстро. «Мой мир – это кровь и огонь». А ещё песок, черепа, шипы, взрывающиеся копья и неизменный рёв моторов. Автомобиль – единственный надёжный союзник в дикой пустыне, а выживание – дело скорости, водительского мастерства и запасов бензака. Не случайно один из ключевых образов фильма – многоцелевая «боевая фура», неостановимый локомотив пустыни, дом и крепость на колёсах. Однако даже она не уедет далеко без правильного экипажа.
А экипаж подобрался знатный. Даже не знаю, как разделить главную роль между Максом Тома Харди и Фуриосой Шарлиз Терон. Название фильма вроде бы намекает, но на деле-то выходит иное. Всю сюжетную кашу заваривает и расхлёбывает до последнего Фуриоса – это она летит на своей фуре по Дороге Ярости. А Макс, скорее, боец поддержки, ангел-хранитель, что подставит плечо в самый тяжёлый момент и не даст свернуть с правильного пути. Очень интересно наблюдать, как два одиноких волка присматриваются друг к другу, скалят зубы, но в итоге создают первоклассную связку, для которой нет ничего невозможного. И отдельное спасибо сценаристам за отсутствие навязчивой лав-стори между главными героями, хотя в их случае иные взгляды, жесты и действия могут сказать больше, чем самые откровенные поцелуи и объятия.
Честный трудяга Том Харди отлично справляется с ролью нелюдимого странника, бегущего от призраков прошлого. Персонаж несколько схож с его же Форрестом Бондюрантом из «Самого пьяного округа в мире» - та же сдержанная мимика и многозначительные междометия. Но в Максе нет несокрушимой уверенности Бондюранта – в нём от начала и до конца сидит загнанный зверь, готовый проснуться при первых признаках опасности, бежать сломя голову и убивать. Убивать, чтобы выжить. Символом этой звериной сущности, на мой взгляд, выступает стальной намордник, который надели на Макса в Цитадели. Лишь сняв эту жуткую маску, он начинает обретать человеческие черты – способность трезво мыслить, доверять, сострадать.
Ещё одно положительное качество Харди как актёра – он никогда не тянет одеяло на себя и даёт играть другим. Про Шарлиз Терон я уже обмолвился, но подлинным открытием для меня стала игра Николаса Холта. Этого молодого английского актёра я запомнил ещё по «Джеку – Покорителю Великанов», но тамошняя главная роль не идёт ни в какое сравнение с тем, что Никки выдал в «Дороге Ярости». Боец Полураспада Накс гармонично сочетает в себе черты комического и трагического персонажа, а под его изъеденной язвами кожей скрывается пылкое сердце и недюжинный ум. На примере Накса можно видеть, насколько жалок уродливый суррогат веры, что вложил в головы своим последователям Несмертный Джо, в столкновении с реальностью. Ведь человеку нужен человек, и это главное. «Я в жизни не мутил ничего круче!» - да, Никки Холт, это про тебя)
Но вот мы подобрались к главному антагонисту – Несмертному Джо, правителю неприступной Цитадели. Одному из «хозяев жизни» в жутком постъядерном мире. Он и его партнёры неплохо устроились на ресурсах: воде, еде, топливе и боеприпасах, - без которых жизнь в пустыне немыслима. Но этого Джо мало: он претендует на куда более серьёзную власть – власть над умами. В духе самого лютого постмодернизма Джо замешал в одном котле образы массовой культуры, ещё живые в сознании переживших катастрофу, и яростные воинские парадигмы ушедших эпох. Это обеспечило ему статус живого бога и толпы фанатичных последователей, но мечты о здоровом наследнике пустынной империи так и остаются мечтами: увы, уродство способно породить лишь уродство. Однако Джо не из тех, кто отступается, – жестокости и упорства ему не занимать. Вообще, трио Джо – Людоед – Главный Оружейник породило в моей голове стойкую ассоциацию с «Тремя Толстяками» Олеши. Выпуклые образы Религии (которая опиум для народа), Хищнического Капитализма, Тупой Военщины. А на деле – больные развращённые старики, которые будут до последнего цепляться за власть над подыхающим миром. И, не задумываясь, ещё раз уничтожат его ради своих амбиций.
Что до других аллюзий и ассоциаций, то российский зритель неизбежно проведёт параллель с бессмертным советским фильмом «Белое солнце пустыни». Ведь и там, и тут в фокусе оказывается сбежавший гарем. Да и роли как друг на друга ложатся: Фуриоса – товарищ Сухов, Макс – Саид, Накс – то ли Петруха, то ли Верещагин, Джо и присные – понятно кто. Только вот с дамочками несрастуха вышла. Героини «Безумного Макса» не желают мириться со статусом свиноматок при царском дворе и решаются на полный опасностей побег. И при этом вовсе не являются балластом для Макса и Ко – упорству и самоотверженности, которые девушки демонстрируют в некоторых эпизодах, могут позавидовать иные брутальные мужики. Ну и, конечно, красивые женщины в кадре несколько разбавляют суровый видеоряд картины. Тем не менее, повторюсь: роли у них вовсе не декоративные – каждая со своим характером и колоритом. То же, в принципе, могу сказать про всех персонажей фильма: лишних нет, каждый чем-то запомнился.
Вообще, напрягаю память и не могу навскидку припомнить ничего лишнего (это после четвёртого-то просмотра, ога). Нет навязчивого антуража ради антуража, нет бессмысленного экшна ради экшна – каждый штрих играет на картину мира, каждые фраза или действие характеризуют героя. Наполненность действия и наполненность образов – удивительно видеть это в динамичном современном боевике. Удивительно, но как же радостно!
Многие моменты хочется смаковать снова и снова: стальная армада преследования гонит по пустыне под лязг хэви-метала и грохот барабанов, боевая фура пытается оторваться от скачущих по дюнам байкеров, Главный Оружейник устраивает беглецам свинцовый град… А некоторые кадры так и просятся на обои рабочего стола или в комикс. По мне, шикарная операторская работа. И, конечно же, заслуживают высших оценок проницательность и талант режиссёра, не давшие фильму скатиться в любую из возможных крайностей. Вышло на удивление ёмко и гармонично во всех планах: идейном, сценарном, зрелищном. Фильм задаёт новую и очень высокую планку – будем надеяться, всё больше режиссёров постараются ей соответствовать.
В общем, настоятельно рекомендую. Пока идёт в кинотеатрах, обязательно сходите и лучше в 3D. И это будет отличный день!
Безумный Макс: Дорога Ярости
Его безумные глаза всё веселей и страшней,
Его намеренья предельно ясны,
Его надежда лишь на дюжину весёлых поршней
Да на хайвеи непопсовой страны.
(С) Олег Медведев
Надо сказать, что в детстве своём я умудрился пропустить множество культовых для моих сверстников фильмов и посмотрел их впервые много позже, когда наконец воспылал интересом к кинематографу. Вот и «Безумный Макс» с Мэлом Гибсоном в главной роли промчался мимо меня. Тем не менее, стилистика постъядерной пустыни, полной кровожадных дикарей, отмороженных рейдеров и голодных мутантов мне близка и знакома. Ещё бы: школьные годы прошли под знаком первой и второй частей «Fallout», вдохновение для которых, как выяснилось, черпалось именно в трилогии Джорджа Миллера. Поэтому, когда Дики показал мне трейлер готовящегося выйти нового «Безумного Макса», я сразу понял, что надо идти. И даже подбил на это дело маму с сестрой )
читать дальше
Его намеренья предельно ясны,
Его надежда лишь на дюжину весёлых поршней
Да на хайвеи непопсовой страны.
(С) Олег Медведев
Надо сказать, что в детстве своём я умудрился пропустить множество культовых для моих сверстников фильмов и посмотрел их впервые много позже, когда наконец воспылал интересом к кинематографу. Вот и «Безумный Макс» с Мэлом Гибсоном в главной роли промчался мимо меня. Тем не менее, стилистика постъядерной пустыни, полной кровожадных дикарей, отмороженных рейдеров и голодных мутантов мне близка и знакома. Ещё бы: школьные годы прошли под знаком первой и второй частей «Fallout», вдохновение для которых, как выяснилось, черпалось именно в трилогии Джорджа Миллера. Поэтому, когда Дики показал мне трейлер готовящегося выйти нового «Безумного Макса», я сразу понял, что надо идти. И даже подбил на это дело маму с сестрой )
читать дальше