недобитая контра
Когда мне одиноко, тоскливо и ничего не хочется делать, я вспоминаю сумерки. Такие, какие можно наблюдать во дворе моей дачи, сидя посередине изрядно вытоптанного газона на складном стульчике и пялясь в небо с дурацкой улыбкой.
Сначала сумерки серые. Они навевают легкую грусть и тревогу, а еще я в них очень плохо вижу, что крайне неприятно, когда ведешь машину, - даже фары плохо помогают. Эти сумерки заставляют слегка волноваться и нервно отгонять редких комаров, лениво нудящих над ухом.
Потом сумерки синеют, в них становятся различимы перистые облака, которые до этого скрадывала серость. Облака белые, со странным стальным оттенком, и невольно удивляешься: как же не заметил их раньше? В синих сумерках мне комфортно и отчего-то очень хочется улыбаться. Кое-где уже проявляются звезды, но их мало: одна, две, три - не больше.
Незаметно сумерки меняют цвет на сине-лиловый, - цвет фонаря под глазом (как тут не вспомнить группу Сплин?) - и облака приобретают серо-голубой оттенок, становясь похожими кто на вуаль, кто на муфту, кто на шарф. Эти сумерки давят на сознание, шепча в ухо слова наступающей ночи, и я понимаю, что мое время закончилось. Окидывая взглядом уже почти ночной небосклон, поднимаюсь, складываю стул и неспеша бреду к крыльцу своего двухэтажного дачного дома, потемневшего, но с ярким светом из большого окна на кухне. Думается и одновременно не думается - наверное, это и есть медитация. На кухне пью чай и мельком гляжу в окно, на опустившуюся ночь. В памяти сами всплывают строчки:
Огонек усталою лампадкой
Осветил окно под занавеской,
Дом уснул, шурша бетонной кладкой -
Город словно канул в неизвестность.
За окном луна средь облаков вуали,
Сквозь туман неярко светят звезды,
Темный горизонт собой скрывает дали,
Лишь часы считают время. Поздно.
Давно это было, давно и не здесь... Здесь тоже что-то было, но это уже совсем другая история....
Сначала сумерки серые. Они навевают легкую грусть и тревогу, а еще я в них очень плохо вижу, что крайне неприятно, когда ведешь машину, - даже фары плохо помогают. Эти сумерки заставляют слегка волноваться и нервно отгонять редких комаров, лениво нудящих над ухом.
Потом сумерки синеют, в них становятся различимы перистые облака, которые до этого скрадывала серость. Облака белые, со странным стальным оттенком, и невольно удивляешься: как же не заметил их раньше? В синих сумерках мне комфортно и отчего-то очень хочется улыбаться. Кое-где уже проявляются звезды, но их мало: одна, две, три - не больше.
Незаметно сумерки меняют цвет на сине-лиловый, - цвет фонаря под глазом (как тут не вспомнить группу Сплин?) - и облака приобретают серо-голубой оттенок, становясь похожими кто на вуаль, кто на муфту, кто на шарф. Эти сумерки давят на сознание, шепча в ухо слова наступающей ночи, и я понимаю, что мое время закончилось. Окидывая взглядом уже почти ночной небосклон, поднимаюсь, складываю стул и неспеша бреду к крыльцу своего двухэтажного дачного дома, потемневшего, но с ярким светом из большого окна на кухне. Думается и одновременно не думается - наверное, это и есть медитация. На кухне пью чай и мельком гляжу в окно, на опустившуюся ночь. В памяти сами всплывают строчки:
Огонек усталою лампадкой
Осветил окно под занавеской,
Дом уснул, шурша бетонной кладкой -
Город словно канул в неизвестность.
За окном луна средь облаков вуали,
Сквозь туман неярко светят звезды,
Темный горизонт собой скрывает дали,
Лишь часы считают время. Поздно.
Давно это было, давно и не здесь... Здесь тоже что-то было, но это уже совсем другая история....
А в городе тоже есть свои сумерки, урбанистические. Они начинаются чуть раньше, чем зажигают фонари. Фактура у них рваная, много теней, пробелов и черных дыр, обильно прячущихся от нестерпимого электрического света, всё ярче и ярче сгущающего темноту. Под конец свет уже становится полной противоположностью сумеркам, перешедшим в такую же нестерпимую тьму. Лучи этих искуственных фотонов высвечивают в наступающей ночи всё большее одиночество и внутреннее противоречие человека, который искренне полагает эти сумерки самыми натуральными. Световые потоки рвутся на множество картинок, мозаик, теней, символически противопоставляя homo mechanikus - homo naturalis. А деревенские сумерки наступают тихо, назаметно, и не видишь в них границу света и тьмы, которая явно прослеживается в городских... И никакой нирваны от этих сумерков не наступает, а, наоборот, накатывает чувство внутреннего противоречия, какого-то неуловимого и едва заметного, таящегося где-то очень глубоко, наверное, там, где человек ещё подсознательно сохранил последние ниточки, связывающие его с первобытностью, дикостью и нецивилизованностью, которые, к сожалению, современная цивилизация выжила и вылечила...